Сейчас читаю лекции на фестивале "Продолжение следует" на Кипре и мне приходится в том числе "отвечать" за весь Израиль. И один из самых больных вопросов – как так получилось, что великий и могучий Израиль проспал нападение Хамаса и почему были такие большие потери? И почему на весь мир не показали фильм, снятый самыми террористами? Как такое вообще могли произойти с Израилем?

Я – не парламентская комиссия и не военный эксперт. Но все-таки попробую ответить на этот вопрос в двух постах. Первая часть будет про историю – про то, что точно такие же ошибки Израиль уже совершал. Уверенный в своей технологической мощи и в своем военном превосходстве. И точно также израильские военные были уверены, что арабы никогда не посмеют напасть. Потому, что перед седьмым октября было шестое октября. Только 1973 года.

После блестящей победы в Шестидневной войне над огромными арабскими армиями Израиль захватал огромный Синайский полуостров – в несколько раз больше самого Израиля. Граница была отодвинута и казалось, что после после ее укрепления взять новую линию обороны будет невозможно.

Там была создана неприступная линия Бар-Лева (в честь начальника израильского генштаба Хаима Бар-Лева), длиной в 160 км – от Порт-Саида на севере до Суэца на юге. Линия состояла из песчаной стены высотой до 20 м, с уклоном 45–65°, и бетонными укреплениями. Сразу за ними располагалась линия из двадцати двух израильских фортов с тридцатью пятью опорными пунктами. Минные поля перед валом и противотанковые рвы за валом. Плюс 3 крупные базы в глубине Синая. На все это тратят безумные деньги – около 300 миллионов тех еще долларов. Главная идея: небольшие гарнизоны сдерживают египетскую армию, пока подойдут резервисты и танковые дивизии.

Почему линия считалась неприступной?

Суэцкий канал – естественная водная преграда шириной 160-200 метров. Нужны понтоны или мосты, которые придется строить под огнем. А израильская авиация, которая обладала превосходством в воздухе, быстро разбомбила бы все это к чертовой матери. А даже если египетские танки форсируют каким-то образом Суэц, то они все равно не смогут подняться по крутым 20-метровым насыпям. Значит, надо делать инженерные проходы в насыпях, а это очень долго. А египетскую пехоту просто расстреляют при подъеме. А потом Израиль еще и резервы подтянет и вообще всех уничтожит.

Добавлю, что израильский генштаб был уверен в своем полном технологическом превосходстве. Египтяне воевать не умеют, у них старые танки, плохая координация, низкая подготовка солдат. Значит, минимум неделю Египет будет пытаться прорвать неприступную линию Бар-Лева. На самом же деле Египет прорвал ее за два часа.

Нет, израильская разведка докладывала о подготовке к войне осенью 1973 года. На что легендарный Министр обороны Моше Даян ответил: "Египет не готов, они блефуют". Даже за день до начала войны говорили – "учения, не более". Да, война началась под прикрытием учений. Какая неожиданность.

И вот 6 октября 1973 года в праздник Йом-Кипур (какая неожиданность) 2000 орудий Египта открывают одновременно огонь по фортам.

Под прикрытием артиллерии и дымовых завес 8000 пехотинцев на надувных лодках форсируют Суэцкий канал. 240 переправочных точек одновременно – линия Бар-Лева не может стрелять везде. Со стороны Израиля на всей линии обороны было всего 436 солдат – праздник же.

Египтяне мощными водометами разрывают 20-метровые насыпи и делают в них огромные проходы для танков. За 2 часа пробивают 60 проходов в вале. К вечеру пять египетских дивизий (90 тысяч человек) уже на восточном берегу. 32 понтонных моста наведены через канал и по ним в прорыв идут танки.

Авиация Израиля не может остановить вторжение – египтяне создают мощнейшее ПВО в зоне канала и сбивают более 30 израильских самолетов.

*.*.*

Второй пост о том, почему Израиль проспал 7 октября. Первый был про прошлое, этот – про настоящее. Я не обладаю доступом ни к каким секретным документам и высказываю только свое личное мнение, составленное из разговоров с кибуцниками, с солдатами, с врачами, занимавшимися опознанием жертв резни. Плюс фильм, смонтированный из записей, которые делали сами террористы. И Интернет, конечно.

Вопрос – будет ли новая война, в Израиле не стоял ни разу. Вопросы были другие – когда она начнется и каким именно будет нападение. И все аналитики сходились в том, что новая атака на Израиль произойдет одновременно со всех возможных направлений – из Газы, из Иудеи и Самарии, из Ливана, из Сирии. И все это произойдет в тот момент, когда Иран начнет мощнейшую ракетную и дроновую атаку. Это казалось военным стратегам логичным – бить максимально сильно и одновременно. В отдельную атаку самого, как тогда казалось, слабого звена – ХАМАС, никто не верил. Ну не идиоты и не самоубийцы же они чтобы атаковать в одиночку. Аналитики совершили самую популярную ошибку – они считали, что противник должен действовать рационально. Военные аналитики не умеют думать, как религиозные фанатики.

Каждый день в Генштаб стекаются гигабайты информации. И нужно уметь отличить шум, дезинформацию, регулярные тренировки боевиков и попытки запугать противника от реальных угроз. От наблюдателей за Сектором Газа постоянно шли данные о том, что готовится атака. Террористы строили копии израильских баз и защитного забора и учились штурмовать их. Аналитики сравнивали эти данные с информацией и других источников – Хезболла на севере не готовится к нападению. В Иране на востоке нет признаков подготовки к массированной ракетной атаке. Значит, это просто тренировки. Солдат, не дрейфь, в центре не дураки сидят, отставить панику!

А потом пошла потоком информация о том, что в Иудее и Самарии арабы что-то нехорошее затевают. И крупные армейские силы были переброшены на Западный берег. Удара ждали оттуда. И даже когда началось нападение 7 октября, сначала считали, что это только отвлекающий маневр и террористы специально хотят вынудить Цахал перебросить силы к Газе, чтобы нанести удар на территориях. Но мы же умные, нас не обманешь, мы не поведемся на эту разводку. И армия очень сильно опоздала. А потом солдаты стояли перед захваченными кибуцами и пытались оценить обстановку – сколько там противника, удерживают ли заложников и т.д. В атаку не идут просто так, наобум.

Да – проспали. Десятилетиями охранять границу очень трудно. У нападающих всегда есть колоссальное преимущество – они сами выбирают место и время удара. Максимальную бдительность поддерживать невозможно. Америка проспала и Перл-Харбор и 11 сентября. Советский Союз проспал 22 июня – немцы же не готовятся к зимней войне, они же не дураки, они же не думают, что непобедимую и легендарную Красную армию можно победить за несколько месяцев до наступления холодов. Ведь правда?

Израиль можно обвинить в чем угодно, но только не в том, что он не хочет мира. Ради мира Израиль вернул Египту огромный Синайский полуостров. Ради мира согласился на возвращение Арафата, у которого руки были по локоть в крови. Ради мира вывел свои поселения из Газы. Ради мира готов был отдать арабам 95% Иудеи и Самарии. Израиль умеет воевать, но не хочет этого делать. А у мусульман абсолютно другое мышление – уступки и готовность к компромиссам они воспринимают, как слабость.

Мусульмане совершенно иначе относятся к обману и предательству. Для нас обмануть человека – постыдный поступок. Они же считают за доблесть всучить клиенту товар втридорога – сам виноват, лошара, не умеет торговаться. Мы считаем предательство подлостью, а для них доверие одного ни к чему не обязывает другого. Это твои проблемы, дружок, это ты доверился не тому человеку.

И арабы Газы трижды предали людей в кибуцах, которые хотели с ними мира. На границе с Газой жили преимущественно левые. Они предоставляли очень высокооплачиваемую работу арабам и не видели в них врагов. Они мечтали о мире.

Первый раз арабы их предали, когда со сладкими улыбками тщательно фиксировали все – где хранится оружие, как организована оборона, в каком доме сколько детей, где находятся убежища. Это очень помогло при штурме.

Второй раз арабы предали кибуцников, когда никто, НИКТО из сотен людей, работавших там, не предупредил НИКОГО о готовящейся атаке. Они знали, что детей, которым они там приветливо улыбаются, скоро убьют. Женщин – изнасилуют или возьмут в заложники. И все промолчали.

А в третий раз арабы предали своих соседей, когда после того, как боевики убили всех, кто мог сопротивляться, они всей толпой радость устремились добивать раненых и грабить кибуцы – вот эта лампа мне давно нравилась, а холодильник мы увезем вот на этой машине. Труп водителя только надо убрать с переднего сиденья.

p.s.

И два слова про фильм, который никому не показывали, кроме журналистов и политиков. Я считаю, что нужно было немедленно выкладывать в открытый доступ все записи террористов, которыми они так хвастались. Но было принято другое решение – пощадить чувства родственников погибших. Им пришлось бы снова и снова переживать эту трагедию.

Дмитрий Чернышев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены