Память жертвам политических репрессий. Фото: Владимир Лапкин, Каспаров.Ru
  • 06-10-2025 (16:34)

Архивы отказывают в доступе к делам жертв политрепрессий, Кремль сказал: это необходимо

update: 06-10-2025 (20:03)

Российские архивы стали отказывать исследователям в выдаче дел реабилитированных жертв политических репрессий. Предполагается, что причина — мартовский приказ Росархива №38, который устанавливает порядок внесения документов в закрытый перечень "служебной информации ограниченного распространения". Росархив подтвердил, что данные "об архивных документах, содержащих сведения о жертвах политических репрессий" получили статус "Для служебного пользования", написал 6 октября "Коммерсант".

О проблемах рассказал исследователь Олег Новоселов, который с 2018 года изучает документы в Госархиве административных органов Свердловской области (ГААОСО). Ранее он никогда не сталкивался с проблемой доступа к материалам, но в конце сентября сотрудники архива сообщили ему, что не могут выдать запрошенные им документы из дел реабилитированных лиц (обвинялись в антисоветской агитации, распространении нелегальной литературы, участии в контрреволюционной организации).

На вопрос о причинах, сотрудники архива сослались на пришедшее в марте распоряжение Росархива не выдавать дела репрессированных. С тем, что это противоречит ФЗ "Об архивном деле", сотрудники согласились, но сказали, что ничего поделать не могут, так как имеют указания не выдавать дела без подтверждения родства".

Отметим, что закон "Об архивном деле в РФ" ограничивает доступ к архивным документам, содержащим "сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности", на 75 лет со дня создания. После этого их могут получить не только родственники. На жалобу Новоселов получил официальный ответ, что заказанные дела находятся в работе у сотрудников архива

НОВОСТИ

Новоселов предположил, что ситуация связана с создаваемым списком закрытых для доступа дел. В Росархиве сообщили, что перечень утвержден, "приказ зарегистрирован Министерством юстиции РФ, но не опубликован, поскольку содержит информацию ограниченного распространения, в том числе в области обороны и обеспечения государственной безопасности, и имеет ограничительную пометку "Для служебного пользования".

Разобраться в ситуации с приказом Росархива №38 от 20 марта 2025 года пытался столичный адвокат Владимир Редекоп. Он рассказал, что с 2022 года восстанавливает историю своей семьи и активно работает с разными архивами. Среди его предков были жертвы репрессий, но за давностью лет он не смог документально подтвердить родство. Некоторые архивы отказывались предоставлять материалы дел, но адвокат успешно оспаривал такие решения в судах. В апреле 2024 года Редекоп снова получил отказ в доступе к копии архивного дела реабилитированного, а вскоре был издан приказ Росархива №38, причем и сам приказ, и вводимый им перечень имеют гриф "Для служебного пользования".

В мае 2025 года адвокат обратился в администрацию президента РФ. Там заявили, что расширение полномочий Росархива вызвано "необходимостью защиты интересов РФ в условиях беспрецедентного экономического, политического и информационного давления на РФ

и совершения в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественных действий иностранными государствами и территориями". В письме говорится, что сведения Росархива нужно защищать от искажения исторических фактов, их ложной интерпретации либо использования "в интересах недружественных государств и территорий", и добавляется, что среди пользователей архивными документами "могут быть в том числе иностранные граждане".

Историк, директор фонда "Историческая память" Александр Дюков считает "абсолютно отрицательным явлением" закрытие доступа к документам репрессированных. Ученый напомнил, что ранее архивы пытались закрыть доступ под предлогом "тайны личной жизни". Однако в большинстве случаев, утверждает Дюков, никакой "тайны личной жизни" в архивах нет: "Напротив, в документах реабилитированных лиц содержится масса важной и полезной информации для историков, причем касающейся не только вопросов политических репрессий", а важных для истории.

Адвокат Марина Агальцова, неоднократно представлявшая в судах потомков жертв репрессий, сообщила "Ъ", что в прошлые годы архивы не отказывали в выдаче материалов дел, если уже прошло 75 лет. "Это что-то абсолютно новое,— говорит защитница.— По сути, это ограничение прав по сравнению с федеральным законом об архивном деле на основании подведомственного акта. И мне кажется, что это можно оспорить".

"Коммерсант"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 06-10-2025 (12:50)

Премьер-министр Франции Лекорню ушёл в отставку, пробыв в должности менее месяца