Пора признать: сегодняшние мировые процессы развиваются так, что наше осознание и реагирование отстают от порой труднопостижимых глобальных движений. Активный человек доброй "гуманистической нормы" теряется в новых условиях, где всё регулярнее оказывается в численном меньшинстве.

Так получается, что тоталитарное зло идёт на несколько шагов впереди тех сил, которые призваны предотвращать его и тем более нейтрализовывать в борьбе с растущим беспределом. Всё меньше старых и проверенных способов противостояния оказывается эффективными вовремя, а не как запоздалая реакция.

В процессе цивилизовывания сложилось совершенно естественное понимание того, что разум победит, и это неминуемо. По умолчанию, сформировалось ожидание того, что мирная жизнь непременно служит примером для тех, кто привыкли решать споры варварскими способами. Список можно продолжать в том же направлении, и сущность формулируется так: мы же люди, мы преодолели былые дикарские начала, а значит, мы победили зло как ветхое исключение из правил.

С такой картиной не согласовывается большинство печальных новостей: мы, в идеалистических очках, с идеалистической "оптикой", не знаем, как именно реагировать на архаические воскресшие свойства человека как вида, а ведь мы их, казалось нам, одолели! Проверенные способы гуманистической эпохи вдруг пробуксовывают, сходящие с ума крупные диктаторы коснеют во зле и дают соблазны меньшим диктаторам, а за теми уже маячат новые упыри.

Где была слабина? Как не повторить её?

Пожалуй, здесь важна мера, которой люди измеряют общество и взаимодействие с электоратом. С одной стороны, лидер общественного мнения сталкивается с необходимостью быть понятым, что называется, сверху донизу: эффектная подача вынуждена ориентироваться на "всех", кем бы ни являлись эти "все". Постепенно из общения элит с народом вымывались ключевые смыслы, когда вместо сложных и точных систем, рассчитанных на принятие идей, оказывались востребованы яркие месседжи, призванные поставить во власть какого угодно "броского" вместо умного.

К сожалению, слишком часто стремление к наглядности своего "эго" у элит убегало вперёд образования масс. Тогда образованный демос становился охлосом, которого убеждали в том, что он по-прежнему демос! Соответственно, более новые кандидаты во властители шли уже из таких рядов, где прежние идеи уходили в забалтывание без подлинного воплощения, в имитацию, поскольку толпа, к которой обращались, не есть общество осознанных и образованных граждан.

Элитам нельзя бросать тех, кого они ведут за собой, иначе электорат проголосует вполне "демократически" за любую "понятность" и "простоту", где сила важнее мудрости, где "враги" кругом, где можно заключить "сделку" вместо договора. Изменяется словарь общественных взаимодействий. Его деформация стремится обесценить благородные сущности явлений, вывести на уровень эгоизма, права силы, количества вместо качества.

Легче справиться с глупцами? Мгновенно – да, легче. А дальше глупцы станут требовать во власть тех, кто будет говорить слишком "броско", "понятно", но без наполнения слов воплощаемыми позитивными смыслами. И тогда окажется однажды, что люди погнались за мгновенной лёгкостью – так приходят к девальвации всего и вся.

Мы видим милитаризацию тех режимов, которые, как казалось нам, цивилизовались или, по крайней мере, обезврежены в их худших проявлениях. Мы взираем на изменение лексики на ту, которая была раньше невозможна. Мы пытаемся сопротивляться тем началам, которые пропустили как обезвреженные, а они только ждали, когда мы, столь хорошие и прогрессивные, расслабимся.

Как быть? Прежде всего, нельзя считать отвоёванным у хаоса ни один участок общественной жизни, который мы посчитали уже "возделанным" и почить на лаврах, думая, что победили, полагая, что системы сдержек и противовесов стали автоматическими. Нельзя оставлять яркую и простую картину бытия без сложных идейных конструкций, иначе "понятность" без содержания приведёт к победе примитивизма, то есть ксенофобии, милитаризма, культа количества и тупой силы. Необходимо образовывать тех, от кого мы хотим вменяемой реакции, – образовывать сложнее, системнее, добросовестнее. Необходимо политизировать граждан, не боясь их реакции, ведь политизация основана на сложных умозаключениях, а не на броской глупости.

И просто жизненно важно призывать и учить людей думать – именно на умном гражданине-избирателе, на смелой образованной личности, основано общество, которое не сгорит в огне от любой спички эгоистичных безответственных псевдолидеров. Дай бог, цивилизация переболеет и выздоровеет от дешевизны "простых" псевдорешений. Мы пришли к осознанию того, что будущего у цивилизации либо нет, либо оно должно основываться на более мудрой элите и более сложном и образованном, самостоятельном, осознанном, истинном – Демосе!

Александр Адельфинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter